Региональное информационное агентство
поиск по статьям и новостям

Регион буксующих начинаний

12.02.2017, 16:16      Новости Орла
Регион буксующих начинаний

В прошлом номере «ОВ» опубликовал информацию о том, что правительство РФ распределило субсидии регионам на сумму порядка 50 млрд рублей. Около половины этих средств заложено на строительство школ. Как заявил на днях премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, 25 млрд рублей направят в 57 регионов. Но Орловская область принимать участие в освоении федеральных денег не намерена. Причина – неприемлемые для нас условия софинансирования. Вот только у экспертов по этому поводу совсем иное мнение.

Они могут, а мы нет?

В федеральную программу строительства школ мы, скорее всего, вступим в 2018 году. Тогда условия софинансирования будут более чем лояльные – 94 процента федеральных средств на 6 процентов региональных. А сейчас наши с вами дети из-за нехватки мест учатся во вторую, а подчас и третью смены. И все потому, что…

– Мы не способны найти миллиард на софинансирование строительства школ на текущих условиях, – заявил в минувшем январе губернатор Орловской области Вадим Потомский.

В пику нам соседи по ЦФО скребут по бюджетным сусекам, но выделяют необходимые деньги. Для сравнения: в прошлом году глава Липецкой области Олег Королев заявил следующее:

– В школах мы закончили программу модернизации… Миллиард мы получили от правительства РФ, миллиард вложили свой.

Да и Тульская область тоже активно входит в государственные программы. При этом ее лидеры прибегают к заимствованию, но только для создания «заделов» на будущее. И их ставки оправдываются: по многим показателям у туляков наблюдается позитивная динамика.

Бессмысленная экономия?

А вот у нас, к сожалению, не первый год региональные чиновники пропускают «сочные» государственные программы: то денег нет, то подать документы в срок не успели. Да и в целом процесс участия нашей области в госпрограммах, похоже, очень путанный. Вот и от специалистов обладминистрации мы получили весьма сумбурный ответ на эту тему. Впрочем, даже из него можно сделать вывод о том, что по части софинансирования мы чураемся затратных для региональной казны вариантов.

Так, например, уровень софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств Орловской области по мероприятиям госпрограммы и федеральной целевой программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014–2020 годы» составляет 95 процентов. На условиях минимального софинансирования мы в этом году вступим и в программу «Содействие достижению целевых показателей региональных программ развития АПК».

В части поддержки малого и среднего предпринимательства в прошлом году Орловской области была предоставлена субсидия в размере 53,7 млн рублей при софинансировании из областного бюджета всего 2,85 млн (соотношение 95 процентов на 5). Фактически на таких же условиях мы претендуем на федеральный транш снова.

В рамках программы «Содействие занятости населения Орловской области» на социальную поддержку безработных федеральный центр выделил нам 208 млн рублей при областном софинансировании в скромном размере 15 млн.

Итог этой бюджетной (так ли уж необходимой?) экономии налицо: по уровню социально-экономического развития мы плетемся в конце списка. Сегодня нас обогнали даже некогда самые «унылые» регионы ЦФО.

В чем же кроются причины столь невыразительного экономического курса на Орловщине, в том числе и в вопросе участия в госпрограммах?

Личность в разрезе региона

Ряд российских политических экономистов, анализируя развитие нашего региона, отмечают, что как нынешнее, так и экс-правительство под руководством Александра Козлова делают упор исключительно на бездефицитности бюджета. Что характеризует их как довольно слабых управленцев, избегающих хоть и, не спорю, довольно рискованных, но стратегически важных для Орловщины решений. В частности, касающихся повышения уровня софинансирования, что, несомненно, выведет за рамки наш приглаженный бюджет, но даст впоследствии должный социально-экономический эффект.

– Бездефицитный бюджет сегодня в России невозможен, – заявил ТАСС замглавы госкорпорации «Внешэкономбанк» Андрей Клепач, ранее занимавший пост замминистра Минэкономразвития. Он убежден, что региональным властям следует принимать в течение нескольких лет бюджет с дефицитом, чтобы иметь возможность финансировать необходимые экономические реформы и госпрограммы.

И тут на первый план выходят управленческие таланты глав субъектов РФ.

О том, что личность губернатора, его персональные качества сегодня едва ли не ключевой фактор, говорит и политолог Светлана Разворотнева в рамках исследования, посвященного оценке деятельности российских губернаторов в 2016 году, подготовленного Центром информационных коммуникаций «Рейтинг».

Она отмечает, что речь идет совсем не о партийной принадлежности. Став у руля, представитель ЛДПР или КПРФ уже ничем не отличается от своего коллеги-единоросса. Для федеральных властей, заинтересованных в развитии каждого субъекта, нет партийных и иных привилегий. Современная губернаторская команда довольно разношерстна. Однако даже региональные главы одного и того же «социального происхождения» и послужного списка не всегда одинаково эффективны. Так, например, Алексею Гордееву удалось превратить Воронежскую область из депрессивного в передовой регион, что нельзя сказать о некоторых его коллегах по ЦФО.

– С другой стороны, есть субъекты, в которых неизменно буксуют все реформы и начинания. В качестве яркого примера можно привести Тверскую область, в которой неоднократно менялись губернаторы, однако ситуация при этом к лучшему не менялась, – заявляет Светлана Разворотнева.

С ее словами согласны и другие политические экономисты.

По остаточному принципу

Откровенно провальным по части реформ, которые можно было бы провести за счет федеральных средств, доктор политических наук Дмитрий Нечаев называет и Орловщину. И причин тому он видит несколько.

– Первое – это неумение региона выстраивать коммуникации с профильными министерствами и ведомствами РФ, в первую очередь с ключевыми чиновниками, которые готовят предложения руководству. Если хотите, это степень лоббистских возможностей и ресурсов… В Орловской области у Козлова и теперь у Потомского с этим есть серьезные проблемы, – отмечает Дмитрий Нечаев.

Яркой иллюстрацией этих слов может стать совсем свежий пример. 6 февраля на заседании регионального правительства Вадим Потомский устроил разнос подчиненным из-за того, что Орловская область могла остаться без федеральных дотаций на социальные выплаты на второго и последующего ребенка из-за ошибки одного из чиновников, который неправильно оформил соглашение.

– Мы были одним из субъектов, который мог вылететь по системе дополнительных субсидий, – сказал он на совещании, добавив, что не понимает, чем так заняты сотрудники администрации.

Чем заняты, Вадим Владимирович? Может, некоторые из них, извините за прямоту, попросту к этому не способны?

В подтверждение моей мысли Нечаев приводит вторую причину орловской неуспешности участия в госпрограммах. Кроется она, по его мнению, в том, что выделение траншей проходит чаще всего на конкурсной основе. И здесь от чиновников профильных управлений требуется подготовить интересный, креативный, реалистичный и результативный проект. Тут многое зависит от интеллектуального уровня, кругозора, амбиций и знаний конкурсных процедур и регламентов занимающегося этим вопросом человека.

– Теперешние чиновники Орловской области такими талантами не обладают. Поэтому данный регион либо не попадает, либо попадает по остаточному принципу, либо ему дают как бедному, обиженному, когда не дать совсем невозможно, – без ненужных прикрас заявляет «ОВ» Нечаев.

И, наконец, последняя, третья причина кроется в уже упомянутом уровне софинансирования.

– Хочешь развиваться – вкладывай. Однако ваш регион не всегда изыскивает требуемые средства. Федералы в этом случае пожимают плечами, говоря: «Рады бы помочь больше, но не можем. Сами знаете, какие правила. И мы не можем их нарушать…». А у липчан и белгородцев тем временем деньги для софинансирования всегда найдутся в нужном объеме, – заключает Дмитрий Нечаев.

Как быть и что делать?

Смело, товарищи, в ногу…

Эксперты рекомендуют губернаторам регионов-аутсайдеров в новой политэкономической реальности сменить курс на более решительный. Ведь федеральные власти анализируют деятельность их глав, делая упор на экономические показатели областей, а не только и не столько на электоральные результаты. Соответственно, следуют и кадровые выводы.

Сможет ли руководство Орловщины и других «печальных» регионов в условиях падения платежеспособного спроса населения, уменьшения бюджетов мобилизоваться и добиться успеха, покажет время. Но при этом нельзя забывать, что терять нам практически нечего. Область-то уже почти банкрот.

Виталия Румянцева

Источник: www.vestnik57.ru
 Читайте также:

Внимание, изменены реквизиты!

Комитет по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита» извещает нанимателей жилых помещений, находящихся в муниципальном жилищном фонде, обслуживаемых управляющими компаниями «Регион», «Регион 1», «Регион 2», «Регион 4», «Регион 5», «Регион 6», «Регион 7», ..

Из-за буксующих в районе Большой Еловой фур, образовалась трехкилометровая пробка. Фото

Как сообщают очевидцы, в районе д.Большая Еловая из-за буксующих фур образовалась пробка длинной примерно в 3 километра. Из-за нечищеной дороги большегрузы не могут подняться в горку неподалеку от поворота на Ильинское. Также очевидцы сообщают о том, что и в самом город..

Поздравляем с 8 марта

Министерство КЧР по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати поздравляет женщин с 8 Марта! Пусть этот день подарит вам прекрасное настроение, исполнение всех сокровенных желаний! Пусть он станет стартом для новых начинаний, которые принесут только радость! Искрен..

Мнение редакции интернет сайта riasv.ru никогда не совпадает с мнением, высказаным в новостях.

Пользовательское соглашение   |   Контактная информация   |   Города
Copyright © 2014-2016 riasv.ru - региональное информационное агентство