Региональное информационное агентство
поиск по статьям и новостям

Некстати

05.08.2017, 11:59      Новости Орла

Евгений Евтушенко: больше, чем поэт. 3. В биографии Евгения Евтушенко, как и в его библиографии, обнаруживается некая нарочитость. Ему мало быть востребованным – ему нужно быть воспринятым. Психотерапевты определяют индивидуальность подобного рода как демонстративный тип личности. Литературоведы, изучающие экзистенциальный контекст словесности, знают, что легенды и скандалы делаются из одного жизненного вещества материала. Как бы сильно ни страдали, как бы больно ни падали поэты, для истории литературы экзистенциальный потенциал не имеет собственного значения; главное, чтобы из житейского перегноя произрастали стихи. Предпочтительно – инновационные.

Нельзя сказать, что Евгений Евтушенко внес значительный вклад в русскую просодию. Его поэтика, в отличие от многих его современников и соперников, в основных параметрах придерживается классических канонов. Его стихотворная техника порой виртуозна, но всегда традиционна. Однако, не впадая в соблазн модернизма, он сделал то, что не удалось ретивым новаторам: перезагрузил в общественном сознании парадигму поэтического творчества. Он не то чтобы доказал, но показал своим явлением, что поэзия есть неизбежность и необходимость. Поэт в России только тогда поэт, когда он не стихотворец, а чудотворец… или хотя бы мифотворец. Конечно, это положение – явное преувеличение, но разве гипербола не является основным поэтическим тропом?

Впадая в поэтический экстаз, Евтушенко писал легко и много, но не всегда хорошо. Разброс его литературного творчества производит впечатление развала, на котором эпоха распродает антикварные откровения и винтажные заблуждения. Многое сегодня читается иначе, чем было написано. Лучшие стихи стали хрестоматийными и вошли в золотой фонд русской поэзии. Однако значительная часть текстов, написанных наспех и рассчитанных на успех, обречена архивному забвению. С чем сам автор в принципе соглашался… но не отрекался ни от одной строки, мотивированной своим временем.

Среди множества парадоксов, применимых к личности и творчеству Евгения Евтушенко, самый первый – целеустремленность без цели. Он всеми фибрами души хотел соответствовать духу эпохи, и потому направление его мыслей следовало вектору времени, оперативно повторяя его внутренние повороты. Флюгер! – говорили враги, подразумевая его приверженность к современности. Компас! – говорили друзья, понимая его устремленность в будущее. И те, и другие были по-своему правы. По-своему. Но – не по его. Он, как мы знаем, был и целе- и нецелесообразный.

Его двойственность проявлялась в двусмысленности его статуса. Евтушенко хотел быть в стае, притом вожаком – и в то же время быть наособицу, быть не первым, а единственным. А выходило навыворот: он казался своим среди чужих и оказывался чужим среди своих. И избежать этого было невозможно: в процессе распада общих надежд отчуждение стало общей участью.

Проникаясь радостями и горестями лирического героя Евгения Евтушенко, мы понимаем, почему в его жизнеутверждающей поэзии так много говорится о смерти.

Из года в год, от цикла к циклу, поэт возвращается к экзистенциальной проблематике – но с течением лет он начинает осознавать свою жизнь в формате судьбы. Эгоцентрический подход меняется на логоцентрический. В языке метафизики метафора ставится как ловушка на ускользающий смысл жизни. Смертная тоска достигает просветления в знаменитом стихотворении о падающем снеге:

Идут белые снеги,

как по нитке скользя…

Жить и жить бы на свете,

но, наверно, нельзя…

Заснеженный пейзаж, мираж на грани исчезновения, подобен бумажному листу, ожидающему стихотворения. И вот заветные слова, нисходящие с недосягаемой высоты, осаживаются в поэтические строчки –

Идут белые снеги,

и я тоже уйду.

Не печалюсь о смерти

и бессмертья не жду.

Эйфоричность и эфемерность существования сводятся в охватывающую метафору завораживающего снегопада; в белом безмолвии возникает музыка сфер…

Я не верую в чудо,

я не снег, не звезда,

и я больше не буду

никогда, никогда…

Кажется, Евтушенко никогда еще не думал о себе так – смиренно и самозабвенно. Захваченный высокой тоской, поэт растворяется в поэзии; он угадывает в метафизической перспективе то, на что уповает скорбный разум: из словесной суеты проступает несказанная суть.

И надеждою маюсь

(полный тайных тревог),

что хоть малую малость

я России помог.

Человек по Евтушенко – общественное существо. Для него это аксиома, а не догма: человек как феномен реален в той мере, насколько его явление удостоверено другими.

Быть бессмертным не в силе,

но надежда моя:

если будет Россия,

значит, буду и я.

Доколе будет Россия, это стихотворение будет продолжаться в русском языке. Словно в зимнем пейзаже Брейгеля, в нем угадывается больше, чем видится.

Поэзию шестидесятых, главнейшим представителем которой был Евтушенко, завистники, не имеющие такой популярности, пренебрежительно называли эстрадной. На встречи с ним никогда не хватало билетов; он читал стихи на стадионах, заполненных до предела, и в залах, забитых до отказа. Он читал артистично. Он держался сценично. И одевался броско. Все – немножко слишком. На фоне советского серого стандарта поэт выделялся смелостью в манере подать себя. Казенным людям, которых жизнь учила незаметности, его настырность представлялась наглостью. Если быть честным, надо со вздохом признать, что вкуса поэту и впрямь недоставало – как в риторических тропах, так и в эстрадных нарядах. Но стихи с лихвой искупали все.

Его любили в народе – и травили в критике. И ладно бы, если бы его преследовала недоброжелательством светская чернь, загнавшая в смертельную ловушку Александра Пушкина, – о нем злословили свои… те, кого он до поры считал своими. Об этом как-то неловко знать и неприятно писать, но дружеский круг шестидесятников со временем распался на враждующие секторы. В процессе кризиса рвутся связи Евгения Евтушенко с прежними соратниками, прежде всего с Андреем Вознесенским и Василием Аксеновым; их возрастающие расхождения понять нетрудно, но принять нелегко. Однако приходится согласиться с тем, что согласия в них не стало.

Символическим эпицентром и смысловым эпикризом внутреннего разрыва русской литературы на переходе из одного состояния в другое является история раздора между двумя харизматическими современниками. Ожесточенная вражда Иосифа Бродского, проявлявшаяся открыто, кажется хронической неприязнью лидера андеграунда к лидеру мейнстрима. Хорошие поэты по определению разные, и эта разность чревата рознью. Бродский, по собственному убеждению, служил сакральной мощи языка, а Евтушенко – духу эпохи; оба достигли высшей славы, но их вклады в словесность хранятся на разных счетах. Бродский настолько не терпел сравниваться с Евтушенко, что однажды в разговоре с Довлатовым сказал как отрезал: у нас с Евтушенко разные профессии.

В интервью Соломону Волкову, описывая историю своих отношений с Евтушенко, Бродский не скрывает предубежденности, переходящей в предвзятость. Два десятилетия спустя Соломон Волков задает те же вопросы Евтушенко, и в той же ретроспективе возникает совсем другая версия событий. Вражда оказывается анизотропной, то есть односторонней. Сводя давние счеты, Бродский априорно третирует Евтушенко, подвергая поруганию его добрые намерения и приписывая сотрудничество с органами, что явная неправда. Известно, что в период травли Бродского Евтушенко реально поддерживал опального поэта, стараясь прописать его в советской литературе. Утомленный опалой и опаленный любовью, Бродский тогда дал слабину… он был готов согласиться с действительностью. Однако власть не пошла на уступки. Униженный и оскорбленный, Бродский стал считать посредника в попытке выйти из формального отчуждения виновником своего напрасного унижения. Позже отношения осложнились тем, что их имена стали склоняться вместе. Бродский высокомерно отвергает претензии Евтушенко на равенство в славе, а Евтушенко великодушно признает превосходство Бродского как выбор времени. Но, так или иначе, их жизни – врозь.

Несмотря на личные обстоятельства, характер их противоборства имеет не столько этическое, сколько эпическое значение. Что значит поэзия в насквозь прозаическом времени – явление себя в мире, как верил Евтушенко, или стяжание мира в себе, как полагал Бродский? Оба поэта вышли в классики, но это разный классицизм; их мировое признание кажется взаимоисключающим. Однако читателям до этого идейного антагонизма дела нет – нашей благодарной радости хватает и на того, и на другого.

Последний период жизни Евтушенко провел в Америке. Можно понять, почему. Россия – великая держава, и поэт в ней больше, чем поэт… но человек в ней меньше, чем человек. Что стало все сильнее ощущаться после трагической неудачи, которой оказалась «перестройка». С распадом СССР прежняя шкала ценностей утратила экзистенциальное значение, а меряться по новым критериям жизненного успеха поэт не хотел. Максималист Евтушенко не стал приспосабливаться к новым реалиям. Сохраняя верность своему призванию, он продолжал издалека доставать читателей проникновенными стихами. Даже затяжная болезнь не могла заставить его подать в отставку с поста главного русского поэта. Хотя бы раз в год он прилетал на родину и устраивал творческие вечера – проводя поверку старых читателей и вербовку новых. Больше, чем поэту, нужно больше, чем признание. Хотя, казалось бы, куда уж больше…

За свою литературную карьеру Евтушенко выпустил сотни книг и посетил десятки стран. Цифры не точны, как неточны все сведения о его жизни, прошедшей у всех на виду. Его жизненный путь трудно проследить с бесспорной определенностью; биограф, идущий по его следам, может запросто заблудиться в мифотворческом тумане. Рассказы о нем большей частью так же недостоверны, как ненадежны его рассказы о себе. Но расхождения во взглядах на его творчество по большому счету уже не имеют значения. Двойственность, свойственная Евтушенко, обусловлена несовпадением контуров публичной персоны и лирического героя; с его уходом со сцены наигранность исчезла, и образ поэта и полемиста обретает медальную четкость черт. Его посмертие соразмерно покаянию; все ненужное забыто, все суетное прощено, все чудесное канонизировано.

Удивительное дело, но никто из его современников не выразил так полно и так верно виртуальную реальность советского образа жизни, как Евгений Евтушенко. В то время как одни художники славили строй, а другие осуждали режим, он служил жизни. По-своему следуя Гегелю, он верил в то, что смыслом разумного существа является стремление к благу, а все разумное должно быть действительным. Трудно сказать, верил ли поэт в бога, но он свято хранил в себе образ божий – и бог простит ему за это все сомнения в себе.

Поэты, искупившие бессмертными стихами смертные грехи, по вере в литературу заслуживают жизнь вечную. Вот и Евгений Евтушенко, избыв земную участь, входит в царствие небесное. Не успев оглядеться, сочиняет стихи, выражающие его мнение о жизни вечной. И ангельские гимны на его слова становятся райскими шлягерами…

А в этом мире память о нем очищается от пустого и суетного. Последний поэт шестидесятых, в критериях истории он больше, чем поэт – он последний герой прекрасной эпохи. Эпохи, которой не было. Но, подобно другим мифологическим временам, ее умозрительный мираж остается непреходящим. В российской культуре во всяком случае. Если будет Россия – значит, в анналах ее словесности будет и он, поэт Евгений Евтушенко. Больше, чем поэт…

Владимир Ермаков

Источник: www.vestnik57.ru
 Читайте также:

Орловские снайперы успешно поразили цели в Рязани

Орловцы выступили на турнире подразделений спецназа ФСИН России. Турнир прошел в Рязани. В нем приняло участие 12 команд. Как сообщили в пресс-службе УФСИН по Орловской области, наш регион представляли сотрудники отдела специального назначения «Ягуар». Участники выполни..

В Орле обсудили актуальные вопросы реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» в регионе

Заседание межведомственной комиссии прошло сегодня в областной администрации, его провел первый заместитель Председателя Правительства области Анатолий Мишанов. Также участниками совещания стали Председатель Орловского областного Совета народных депутатов Леонид Музалев..

Помощь как предвыборная кампания. Андрей Клычков встретился с активом орловского спорта

17 ноября врио губернатора Орловской области Андрей Клычков провел встречу с представителями спорта. Мероприятие проходило в легкоатлетическом манеже, только недавно открытом после реконструкции. В отличие от своего предшественника Вадима Потомского, Клычков общался со спортсм..

Ремонт после капремонта

В адрес Региональной общественной приёмной Председателя Партии «Единая Россия» Дмитрия Медведева всё чаще поступают заявления от жителей областного центра, связанные с проведением капитального ремонта многоквартирных домов. По одному из обращений вечером 16 ноября руков..

Информация по аварийности на дорогах Орловской области за 16 ноября 2017 года

За прошедшие сутки на территории Орловской области зарегистрировано 17 ДТП, среди которых 2 ДТП с пострадавшими, в результате 2 человека получили травмы.16.11.2017 г. в 18 часов 00 минут водитель, управляя автомобилем Опель Астра, следовал по ул. 60 лет Октября со стороны ул. ..

20 ноября - День бесплатной юридической помощи

Управление Федеральной службы судебных приставов по Орловской области напоминает, что 20 ноября 2017 года в рамках Всероссийского Дня правовой помощи детям, работники Управления проведут приём граждан. К основным целевым группам Дня правовой помощи относятся дети-сироты..

В ходе трех этапов региональной акции «Вахта Памяти – 2017» найдены останки 653 бойцов Красной Армии

Поисковикам удалось установить 176 имен погибших советских воинов по книге захоронений и полевого передвижного госпиталя и 7 имен по медальонам и личным вещам. В региональной акции «Вахта Памяти – 2017» приняли участие около 1 тысячи человек из поисковых организац..

О погоде на завтра

Завтра на территории Орловской области ожидаются осадки, ночью и утром местами возможен гололед. По прогнозу Орловского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, с 21 часа 17 ноября по 21 час 18 ноября облачно с прояснения. Ночью без осадков, днем местами неб..

Мнение редакции интернет сайта riasv.ru никогда не совпадает с мнением, высказанным в новостях.

Пользовательское соглашение   |   Контактная информация   |   Города
Copyright © 2014-2017 riasv.ru - региональное информационное агентство